Интервью директора ЮРКОЛЛЕГИИ Елены Герасимовой по вопросам долгов в авиационной сфере. Проблемы и пути решения
Перезвоните мне +7 (495) 927 56 91
Интервью директора ЮРКОЛЛЕГИИ Елены Герасимовой по вопросам долгов в авиационной сфере. Проблемы и пути решения
14.06.2006

Интервью газете "Воздушный транспорт" директора юридической компании ЮРКОЛЛЕГИЯ Герасимовой Елены Игоревны

Елена Игоревна, скажите, пожалуйста, какие проблемы наиболее часто возникают во взыскании долгов с предприятий авиационной отрасли?

В авиационном секторе есть как общие, так и отраслевые проблемы с дебиторской задолженностью. Общей проблемой является то, что платежи задерживают практически все предприятия. Применительно к авиации, этим злоупотребляют крупнейшие авиационные объединения и холдинги, а также государственные органы. Есть даже своего рода «черный список» предприятий - неплательщиков. В авиации наблюдается укрупнение бизнеса через слияния и приобретение контрольных пакетов акций авиационных предприятий, а также реструктуризации государственных органов, выполняющих надзорные функции в области авиации. Такое положение вещей приводит к тому, что предприятие или государственный орган - неплательщик модифицируется в другое предприятие или государственный орган, которые, подчас, принимают колоссальные усилия, чтобы не рассчитываться по старым долгам. Кроме этого, документы о переходе долгов одного предприятия к другому не редко содержат неточности или могут вообще отсутствовать, что позволяет неплательщикам, так сказать «ловить рыбу в мутной воде», а именно использовать все возможные формальные основания для неоплаты. Безусловно, такие действия являются незаконными, но они существенно увеличивают сроки решения долговых вопросов. 

Важно также отметить, что авиация - это область, охватывающая весь земной шар, следовательно, предприятия авиационного сектора сообщаются друг с другом через очень большие расстояния. Зачастую, документы по фактически оказанным работам или услугам приходят партнерам с задержкой и передаются через третьих лиц - почтовые службы, компании - перевозчики, командиров судов, экипажей, телеграфа. Иногда фактическая передача результатов работ такими способами таит в себе опасность неправильной ее приемки, что при наличии в действиях должника признаков недобросовестности, может повлечь серьезные проблемы в доказательстве самого факта выполнения работы. 

Если говорить о небольших авиакомпаниях- основные сложности во взыскании, заключаются в поиске ее имущества. Например, имеющийся у компании самолет, может находиться на региональном аэродроме или ремонтном заводе, в этом случае фактический поиск транспортного средства, занимает недели и месяцы. Также среди небольших авиакомпаний распространены случаи банкротства, которые существенно усложняют, а порой делают невозможной процедуру взыскания. 

Есть ли какие - то способы правильной передачи работ партнеру, и неужели, если предприятие - банкрот, то с него невозможно взыскать долги?

Если в отношениях предприятий участвует третье лицо, фактически передающее результаты работ, то все документы, оформляемые с третьим лицом, должны быть вписаны в основной договор между предприятиями, а также обязательно указано, получение или подписание какого документа со стороны партнера является фактической приемкой работ. Нельзя также забывать про полномочия того или иного лица не приемку работ, что важно также предусмотреть в договоре. 
Что касается банкротства, если должник признан арбитражным судом банкротом, то в соответствии с законодательством, его обязательства перед кредиторами прекращаются, при этом все выявленные активы должника образуют так называемую конкурсную массу, из которой производятся выплаты. В лучшем случае, предприятие - кредитор получит только часть долга, поскольку активы предприятия-банкрота, в преобладающем большинстве случаев несоразмерно меньше кредиторской задолженности. Также не надо забывать о том, что процедура банкротства может длиться более года, а иногда и того больше, что приводит к обесцениваю кредиторской задолженности при наличии инфляции в России. Следовательно, банкротство должника существенно уменьшает шансы кредитора на взыскание долга, тем более в полном объеме. 

Как тогда предприятиям предупреждать такие случаи и как правильно оформлять передачу результатов работ?

Необходимо, прежде всего, очень внимательно относиться к выбору делового партнера и оформлению контрактов. Не редко предприятия ограничиваются только 
составлением типового договора, который не отражает всех интересов сторон и возможных вариантов развития событий. Этого явно не достаточно. Необходимо запрашивать у партнера такую важную информацию, как баланс предприятия, уставные документы, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, а в отдельных случаях - даже список его заказчиков. Также целесообразнее перед сделкой просматривать всю имеющуюся информацию в СМИ о предприятии, выявлять случаи возможной реорганизации или ликвидации предприятия. Далее необходимо очень внимательно относится ко всем случаям задержки оплаты и, когда речь идет о существенных для предприятия суммах, выяснить реальную причину неоплаты, не ограничиваясь информацией полученной от полномочного лица организации. Также есть способы, направленные на гарантию обеспечения обязательств, такие как штрафные санкции, оставление у себя неоплаченного имущества должника (например, самолета, находящего в ремонте на заводе), информирование государственных органов, когда речь идет о нарушении безопасности полетов, например, о неоплате работ по обязательной документации, находящейся на борту самолета. Такой подход требует налаженной работы коммерческого, финансового, юридического отдела, службы безопасности. 

Елена Игоревна, а если на предприятии такая работа налажена, в чем может состоять участие Вашей организации в вопросе возврата долгов?

Наше участие может состоять как в предупреждении образования задолженности, так и в ее возврате. Например, не все документы, запрашиваемые у партнера перед сделкой, могут быть предоставлены, по различным причинам. Некоторую информацию приходится получать из неофициальных источников, из которых может быть получена и иная, крайне важная информация, которая может существенно повлиять на ход сделки. Далее - оформление договоров. Есть практика привлечения внешних независимых экспертов на особо важные сделки по составлению договоров, ведения переговоров и полному юридическому сопровождению сделки. 
Если говорить о вопросах взыскания уже образовавшего у предприятия долга, то здесь эффективность нашей работы обусловлена тем, что долги - одна из специализаций компании с 1999 года. Весь процесс взыскания ориентирован на конечный результат, и построен таким образом, чтобы максимально сэкономить время и затраты клиента. Сам за себя также говорит тот факт, что по данным за 2005год, компании удалось взыскать 92,65% от общей суммы взыскиваемых и планируемых к погашению долгов. Эти показатели существенно превышают средний показатель отрасли. 

Также, не всегда предприятия обладает собственными источниками получения оперативной информации, которая существенно сокращает сроки взыскания. Если речь касается ведения долговых вопросов в регионах или за рубежом, то командировки штатных сотрудников, бывают очень не выгодны, и такие дела поручают внешним компаниям. Часто мы работаем в связке с корпоративными юристами, которые проводят арбитражные суды, а нам поручается процедура исполнения судебного акта. 

Если какие- то особенности взыскания долгов на территории иностранных государств?

Действительно, в связи с развитием иностранного партнерства, долги у авиационных предприятий часто возникают как в странах СНГ, так и в странах дальнего зарубежья. Если судебные решения в отношении должника - иностранного государства вынесены в России, а сама процедура исполнения происходит на территории иностранного государства, то в соответствии с Нью-Йорской конвенцией 1958 года «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», решения, вынесенные на территории стран участниц, подлежат исполнению на любой территории страны -участницы. Если фактическое исполнение арбитражных решений РФ происходит на территории стран, участниц СНГ, то в соответствии с соглашением стран, участниц СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» 1992 года, страны - участники взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения судов. Эти акты существенно упрощают процедуру легализации решений российских арбитражей на территории иностранного государства. Особенности взыскания на территории иностранного государства регулируются, прежде всего, национальными регламентами. Для взыскания отдельных иностранных долгов, безусловно, прибегаем к сотрудничеству с иностранными партнерами. 

Однако, не всегда фактическое взыскание долга иностранной компании, может производиться только на территории иностранного государства. В соответствии с федеральным законом РФ «Об Исполнительном производстве», взыскание производится по месту нахождения имущества должников. Таким образом, в случае наличия на территории России представительства иностранной компании, взыскание может быть произведено также на территории России. 

Какова стоимость услуг иностранных партнеров по взысканию долгов? Соизмерима ли она со стоимость услуг российских компаний?

Стоимость услуг иностранных компания по сбору долгов зависит от двух факторов - суммы долга и периода просрочки в оплате. Например, за долг, по которому неоплата составляет 30 дней, с предприятия возьмут одну плату, за долг, просроченный более чем на 180 дней - совсем другую. Российским компаниям по сбору долгов, как правило, приходится работать с застарелыми долгами (средний срок неоплаты взыскиваемого долга составляет около года). По таким долгам, стоимость услуг иностранных компаний превышает услуги российских. 

Елена Игоревна, в заключении хочу спросить, какие основные опасности, по Вашему мнению, таят в себе неплатежи в авиационной отрасли?

Самое большее - это, безусловно, нарушение требования безопасности полетов. Долги порождают невозможность нормального финансирования предприятия, что влечет к снижению затрат на обеспечение безопасности пассажиров. 

Каждое воздушное судно должно иметь на борту обязательную документацию, предусмотренную статьей 67 Воздушного кодекса РФ и федеральным органом, уполномоченным в области гражданской авиации, каким на сегодняшний день является Федеральная аэронавигационная служба РФ. Однако не все организации по ряду причин своевременно оплачивают услуги по получению необходимой информации и, следовательно их бортовые документы являются неудовлетворительными. Неплатежи приводят к задержке выплаты заработной платы и фактической приостановке работ в тех секторах, где основным ее условием является непрерывность, со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Газета  "Воздушный транспорт"