Комментарий руководителя корпоративной и судебной практики Мухиной Н.А. о правилах организации учета трудовых книжек в соответствии с Трудовым Кодексом
Перезвоните мне +7 (495) 927 56 91
Комментарий руководителя корпоративной и судебной практики Мухиной Н.А. о правилах организации учета трудовых книжек в соответствии с Трудовым Кодексом
31.05.2007

В майском номере журнала "Московский бухгалтер"  (№ 9 от 1-15 мая 2007 г.) был опубликован комментарий руководителя корпоративной и судебной практики Мухиной Н.А. правил организации учета трудовых книжек в соответствии с Трудовым Кодексом РФ "Трудовая повинность" столичной бухгалтерии": 

"Ситуации с трудовыми книжками происходят разные. Иногда доходит даже до смешного, вспоминает руководитель корпоративной и судебной практики юридической компании «ЮРКОЛЛЕГИЯ» Наталья Мухина: 
- Один руководитель заполнил трудовую книжку красной ручкой, что делать категорически запрещено. Как результат – судебный спор с работником. Но это редкий случай.  
Если компания, внесшая неверные записи, реорганизована, то исправляет книжку ее правопреемник. В случае ликвидации фирмы – новый работодатель. Внесенные сведения должны полностью соответствовать подтверждающему исправлению документу. 

Зачастую при оформлении нового сотрудника бухгалтер сталкивается с трудностями. Например, если работник приносит сразу две трудовые и просит заполнить обе. Это незаконно. Бывает, что человек требует внести в книжку запись о периоде работы по гражданско-правовому договору (либо договору возмездного оказания услуг или подряда). Однако на таких лиц нормы трудового права не распространяются (ст.11 ТК). 

В деятельности предприятия нередко возникают ситуации, когда новый работник сообщает об утере книжки и просит ее восстановить. Бухгалтер должен напомнить сотруднику, что в случае утере трудовой он должен заявить о таком факте последнему работодателю. Там ему должны выдать дубликат документа – не позднее 15 дней со дня подачи заявления (п.31 Правил ведения и хранения трудовых  книжек). Причем сотрудник в праве самостоятельно решить, какую компанию он посчитает последней работой, ведь проверить такую информацию крайне проблематично. Обратиться за дубликатом трудовой книжки человек может даже через несколько лет, после того, как он покинул определенную организацию. Нередко сотрудники «теряют» трудовую книжку, скрывая причины своего увольнения. Это может быть, например, уход по «неудобной» статье или по состоянию здоровья. 

У военнослужащих в запасе при оформлении трудовых книжек существует своя специфика, отмечает Наталья Мухина. Документы для этой категории необходимо заполнять, как сотрудникам, принятым на работу впервые. При этом в разделе «Сведения о работе» на основании военного билета или справки бухгалтерия должна отметить период службы в армии. 

Однако бухгалтеру следует обратить внимание не только на порядок оформления самих трудовых книжек. Помимо внесения в них сведений необходимо правильно организовать учет такой документации".