Налоговый орган вправе отказать кредитору в предоставлении сведений об операциях по счетам должника
Перезвоните мне +7 (495) 927 56 91
Налоговый орган вправе отказать кредитору в предоставлении сведений об операциях по счетам должника
20.10.2023
К такому выводу пришел Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 17 января 2023 г. N Ф10-5547/22 по делу N А68-302/2022.

Общество, являясь взыскателем по исполнительному листу, выданному арбитражным судом для принудительного исполнения решения о взыскании с Должника задолженности в общей сумме 621 404 руб. 19 коп., обратилось в ФНС с заявлением, с приложением копии исполнительного листа, о предоставлении в отношении должника сведений о движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам.

ФНС письмом уведомила Общество, что налоговый орган не располагает запрашиваемыми сведениями. Не согласившись с отказом в предоставлении сведений о движении денежных средств по расчетным счетам должника, Общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган. Решением МИФНС жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Общество, полагая, что налоговый орган допустил незаконное бездействие не представив запрашиваемую информацию о движении денежных средств по счетам Должника, которое нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались следующим:

Из пунктов 1-3 части 9 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Согласно пункту 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, о предоставлении права или прекращении права организации, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.

На основании пункта 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных указанным пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок организаций либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Также в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов. Указанные сведения не подлежат разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами.

Суды исходили из того, что налоговый орган не является владельцем полной и актуальной информации о количестве и движении денежных средств на счетах должника в банках, у него отсутствовали основания для выдачи обществу сведений о движении по банковским счетам должника не только в силу отсутствия у нее таких сведений, но и в силу установленного федеральными законами запрета о разглашении налоговой и банковской тайн, а также отсутствия у налоговых органов полномочий запрашивать такие сведения вне рамок мероприятий налогового контроля.

Кроме того, суды установили и приняли во внимание, что Общество передало исполнительный лист в службу судебных приставов на исполнение, реализовав свое право на взыскание задолженности с должника службой судебных приставов, в связи с чем необходимо учитывать, что обязанность исполнения имущественного обязательства в рассматриваемом случае возлагается законом на судебного пристава-исполнителя, который исполняет ее за счет имущества должника и в целях исполнения требований исполнительного документа имеет право направить в банк запрос о предоставлении ему расширенной выписки о движении денежных средств по счетам должника.

Суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемые действия (бездействие) налогового органа не противоречат действующему налоговому законодательству и не нарушают права и законные интересы общества. Нарушений судами норм процессуального права не установлено.

Решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.


Обзор подготовлен экспертами компании ЮРКОЛЛЕГИЯ