Обзор законопроектов о расширении примирительных процедур
Перезвоните мне +7 (495) 927 56 91
Обзор законопроектов о расширении примирительных процедур
20.09.2019

17 июля 2019 года Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроекты, расширяющие возможность применения примирительных процедур в сфере осуществления правосудия: 

- № 421600-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с совершенствованием примирительных процедур); 

- № 421476-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» (по вопросу уточнения полномочий Пленума Верховного Суда РФ в части примирительных процедур). 

26 июля 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал законы, касающиеся расширения перечня примирительных процедур. Помимо медиации вводятся переговоры и судебное примирение. Документы опубликованы на официальном портале правовой информации. 

Принятые законы позволят более широко применять способы урегулирования споров посредством примирительных процедур на основе добровольного волеизъявления сторон, в том числе, осуществляемых при содействии суда. 

В ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ расширяется перечень примирительных процедур – теперь помимо медиации, вводятся переговоры, судебное примирение. Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда при согласии сторон. Судебными примирителями и медиаторами смогут быть судьи в отставке. 

К таким процедурам относятся: 

1. Переговоры. Предполагается, что они будут проходить на условиях, определенных сторонами. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры должны проводиться в обязательном порядке. 

2. Медиация. Проводится по закону о медиации. Списки медиаторов будут вестись советами судей субъектов РФ. 

Медиация может применяться к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений, а также административных и иных публичных правоотношений. Достигнув соглашения, стороны смогут его заверить нотариально, придав ему силу исполнительного документа. Это снизит нагрузку на суды и позволит сразу обратиться к приставу за исполнением. Судебными примирителями и медиаторами смогут быть судьи в отставке. 

По некоторым категориям дел, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, медиация не допускается: дела об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии; о прекращении деятельности средств массовой информации; о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии и другие. 

Медиативные соглашения, достигнутые в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, в случае нотариального удостоверения будут иметь силу исполнительного документа. 

Данные изменения позволят снизить нагрузку на судебные органы, поскольку у участников медиативного соглашения, удостоверенного нотариально, не возникнет необходимости обращаться в судебные органы за защитой своих прав в случае их нарушения другими участниками такого соглашения, а также гарантирует заинтересованной стороне возможность требовать исполнения условий письменного соглашения, достигнутого в результате медиации. 

3. Судебное примирение. Эта процедура будет проводиться с участием судебного примирителя. Ее можно применить на любой стадии производства по делу. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будут определены Регламентом проведения судебного примирения, который утвердит Пленум Верховного Суда РФ. Кроме того, Пленум ВС РФ формирует и утверждает список судебных примирителей на основе предложений судов об их кандидатурах. 

Результатом примирительных процедур может быть мировое соглашение; частичный или полный отказ от иска; его частичное или полное признание; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы; соглашение по обстоятельствам дела и другие результаты. 

В процессуальных кодексах пропишут правила, посвященные примирительным процедурам. Примирительная процедура будет возможна по ходатайству сторон или по предложению суда, арбитражного суда. Если стороны не достигнут примирения, откажутся от проведения примирительных процедур либо истечет срок их проведения, судебное разбирательство возобновят. 

Принятые законы закрепляют более широкие возможности для применения примирительных процедур на различных стадиях судебного процесса. Предложенная система позволит сторонам с большей эффективностью приходить к взаимоприемлемому урегулированию споров, что положительным образом скажется не только на оптимизации судебной нагрузки, но, в первую очередь, на снижении конфликтности, укреплении социальных и деловых связей, развитии партнерских отношений и повышении правосознания граждан.



Обзор подготовлен экспертами компании ЮРКОЛЛЕГИЯ