Порядок предоставления отсрочки по уплате государственной пошлины.
Одним из условий принятия к производству арбитражного суда искового заявления, апелляционной или кассационной жалобы, является оплата государственной пошлины. При отсутствии возможности оплаты государственной пошлины, законодатель предусматривает отсрочку и рассрочку государственной пошлины.
В соответствии со ст. 126, 260, 277 АПК РФ, к исковому заявлению, апелляционной или кассационной жалобе, прилагаются документ, «подтверждающий уплату госпошлины в установленном порядке и размере, или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины».
В соответствии со ст. 102 АПК РФ, основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Арбитражные суды, согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины подается вместе с исковым заявлением, это следует из ст. 126 АПК РФ.
При этом ходатайство может быть изложено как в самом иске, апелляционной или кассационной жалобе, так и в виде отдельного документа, приложенного к соответствующему исковому заявлению или жалобе. Данное ходатайство может быть подано в электронном виде через систему электронной подачи документов «Мой Арбитр».
В целях единообразного применения арбитражными судами законодательства о госпошлине, Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине», были даны разъяснения, в соответствии с которыми, в ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить госпошлину с приложением подтверждающих документов.
Такими документами, согласно указанному Постановлению, являются:
- справка налогового органа, содержащая перечень банковских счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (если у организации имеются филиалы, в справке должны быть также указаны банковские счета филиалов);
- справки из банков и других кредитных учреждений об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств, в размере, необходимом для уплаты госпошлины.
При направлении документов об отсрочке уплаты госпошлины, согласно части 3 статьи 75 АПК РФ,суд может потребовать представления оригиналов документов, если копии таких документов были представлены в электронном виде.
Также к ходатайству об отсрочке уплаты госпошлины могут быть приложены иные доказательства, подтверждающие наличие оснований для отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины.
Согласно п. 4 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.
В практике встречаются случаи отказа налоговыми органами в предоставлении информации об открытых (закрытых) расчетных счетах по заявлению истца.
ИФНС РФ, в данном случае, руководствуется следующим:
1. Налоговые органы не являются первоисточником сведений об открытых (закрытых) расчетных счетах налогоплательщиков, не могут в полной мере отвечать за степень ее актуальности и достоверности при предоставлении;
2. Сведения о счетах являются налоговой тайной и относятся к конфиденциальной информации налоговых органов.
При обращении в налоговые органы за получением информации о расчетных счетах, заявителю целесообразно ссылаться на п. 5 ст. 64 НК РФ, согласно которой, при подаче в Арбитражный суд заявления об отсрочке уплаты государственной пошлины, к заявлению должна быть приложена справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках.
Предоставление налогоплательщику справки об открытых им в кредитных организациях расчетных счетах в контексте статьи 64 НК РФ и Решения Высшего Арбитражного суда РФ от 03.03.2004 № 15527/03 не может являться нарушением налоговой тайны.
Ссылка на п. 5 ст. 64 НК РФ позволит избежать отказа налоговых органов в предоставлении информации.
Обзор подготовлен специалистами юридической компании ЮРКОЛЛЕГИЯ.