Предоставление сведений о банковских счетах юридических лиц: закон «О госрегистрации» VS закон «Об исполнительном производстве»
Перезвоните мне +7 (495) 927 56 91
Предоставление сведений о банковских счетах юридических лиц: закон «О госрегистрации» VS закон «Об исполнительном производстве»
30.09.2009

Автор: Симбирцева Татьяна,  
юрист-аналитик юридической компании ЮРКОЛЛЕГИЯ

Юрист ЮРКОЛЛЕГИИ, действуя в рамках заключенного с клиентом договора  и доверенности на представление интересов взыскателя в исполнительном производстве, руководствуясь ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», направил запрос в МРИ ФНС по Оренбургской области о предоставлении сведений о должнике: наличии и номерах открытых расчетных счетов, а также о наименовании и нахождении банков, в которых эти счета открыты.

В ответе на запрос советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса  МРИ ФНС РФ по Оренбургской области отказал в предоставлении запрашиваемых сведений в силу отсутствия правовых оснований, предусмотренных федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее закон о госрегистрации).

ЮРКОЛЛЕГИЯ считает данный отказ незаконным, поскольку налоговый орган неправильно определил юридическую природу правоотношений, результатом чего стало применение закона, который к данным отношениям не применим.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Такие правоотношения можно разделить на 2 группы: первая группа – отношения, возникающие между налоговым органом и заявителем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), обращающимся в связи с регистрацией создания, реорганизации, ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя либо внесением изменений в учредительные документы; вторая группа – отношения, возникающие между налоговым органом и заявителем, которым может быть как юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, обращающейся в своих интересах, так и неопределенное лицо (физическое или юридическое), желающее получить информацию из открытого источника – государственного реестра.

Общность обеих групп отношений заключается в том, одной из сторон является налоговый орган; различия в том, что в первой группе – заявителем является конкретное лицо, а во второй группе заявителем выступает неопределенный круг лиц, поскольку единый государственный реестр является открытым и общедоступным источником информации.

В рассматриваемом случае при первом взгляде отношения заявителя (юридическая компания ЮРКОЛЛЕГИЯ) и налогового органа (МРИ ФНС РФ по Оренбургской области) принадлежат ко второй группе, но при анализе, приведенном ниже, становится понятно, что данный закон к рассматриваемым правоотношениям не применим вовсе.

Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.

Сведения о банковских счетах  юридических лиц является информацией, доступ к которой ограничен, и согласно абз. 2 ч.1 ст. 6 закона о госрегистрации предоставляются только органам государственной власти и внебюджетных фондов.

Однако, данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, если информация о банковском счете юридического лица  содержится в учредительных документах, то при предоставлении копий таких документов, данные сведения становятся известными заявителю.

Следовательно, налоговый орган при обращении заявителя о предоставлении сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, - сведения о банковских счетах юридического лица, выносит отказ со ссылкой на ч. 1 ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». И данная позиция налогового органа является законной и обоснованной.

Но иная ситуация складывается, когда информация запрашивается в рамках исполнительного производства. В данном случае имеет место правовая связь взыскателя и должника и потому информация о банковских счетах должника перестает быть закрытой, поскольку данные правоотношения регулируются не ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а ФЗ «Об исполнительном производстве», т.е. правоотношения налогового органа и заявителя, связанные с предоставлением сведений заявителем-взыскателем в виде информации о банковских счетах должника выведены из-под действия закона о регистрации.

Согласно п. 8 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений. Перечень таких сведений устанавливается п. 9 ст. 69 указанного закона: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Следовательно, сам закон предусматривает право взыскателя самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой о предоставлении сведений о банковских счетах должника, и налоговый орган  обязан предоставить такие сведения.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ в письме от 26.11.2008 года № 03-02-07/2-2007 по вопросу о представлении налоговыми органами информации взыскателям с учетом требований ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в пределах компетенции Департамента сообщил, что пунктом 8 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с ч. 2 данной статьи. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении необходимых сведений. Согласно п. 9 ст. 69 указанного Федерального закона у налоговых органов могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте. В силу п. 1 ст. 102 Кодекса указанные сведения составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 Кодекса). Учитывая, что Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов представлять сведения о наличии у должника имущества судебному приставу-исполнителю, а также взыскателю при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, Департамент полагает, что налоговым органам при представлении таких сведений указанным лицам следует руководствоваться нормами п. п. 8 и 9 ст. 69 данного Федерального закона.

Таким образом, если взыскатель (представитель, действующий по доверенности) обращается в налоговый орган о предоставлении сведений о банковских счетах должника в рамках исполнительного производства с представлением доказательств (исполнительного документа, доверенности на представление интересов взыскателя), то налоговый орган, руководствуясь п.8 и п. 9 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» обязан предоставить такие сведения; закон о госрегистрации в данном случае не применяется.